Прошел почти год с того времени, как Национальный заповедник "Херсонес Таврический" перестал жить спокойно. А последние месяцы и вовсе не успевает оправиться от одного потрясения, как за ним, не заставляя долго ждать, следует другое. Это, разумеется, лучше, чем годами медленно и торжественно цвести, загнивая в собственных мечтах и чужих обещаниях. Но стало ясно: мало кто без жалоб и страха готов принять новые правила игры в условиях пускай и временного, но жесткого и бесцеремонного помещения участников в Прокрустово ложе.

"Ситуация однозначно решается. К сожалению, не так быстро, как хотелось бы сотрудникам заповедника. Но нам нельзя торопиться. Тонкость есть внешнеполитическая: в ЮНЕСКО Херсонес представлен как объект украинский. И когда Россия официально заявляет о том, что это ее государственный музейный объект – тут начинаются всяческие вопросы. Поэтому основная проблема в этом. Сейчас главное сохранить статус-кво в положении сотрудников и музея. Я не совсем понимаю с точки зрения санкций как все будет следовать дальше. Но точно знаю, что этим занимаются люди, которые это хорошо понимают".

В кабинете, заставленном казенной шпонированной мебелью разных оттенков ореха и растениями в пестрых эклектичных горшках, председатель комиссии по социально-гуманитарным вопросам Законодательного Собрания Севастополя Татьяна Щербакова в затянувшейся после брифинга приватной беседе уверенно и весьма убедительно повторяет: 

"Это не того уровня объект, который город в состоянии содержать и развивать в соответствующем виде. Он по логике вщей должен быть федеральным, и не иначе. Ведется планомерная работа".  

То же самое меньше чем через неделю публично скажет и губернатор города, разъясняя неожиданную тактику правительства. Однако тогда ему уже поверят далеко не все.

Как известно, в ноябре прошлого года четыре музея Крыма – Национальный заповедник "Херсонес Таврический", Центральный музей Тавриды, Керченский и Бахчисарайский историко-культурные заповедники – подали коллективный иск в отношении Университета Амстердама в окружной суд столицы Нидерландов с требованием возвратить музейные экспонаты, в том числе коллекцию артефактов из скифского золота. С февраля по август 2014 года "крымская коллекция" выставлялась в Музее Алларда Пирсона, принадлежащем Университету, в рамках выставки "Крым: золото и тайны Черного моря", после чего так и осталась в Нидерландах.

Ситуация, сложившаяся после присоединения Крыма к России, породила яростные споры на предмет того, кто же является законным владельцем артефактов, найденных на территории полуострова, – Украина или Россия. И, как следствие, поставила Амстердам перед необходимостью принять беспрецендентное решение: куда они должны быть возвращены – в Киев или в Крым. Поскольку Музей связывали обязательства как перед Министерством культуры Украины, так и перед крымскими учреждениями, оказавшимися на российской территории по итогам референдума, непризнанного Нидерландами, коллекцию решили задержать до появления решения компетентного суда или соглашения между сторонами. 

21 января состоялось слушание, которое ограничилось лишь представлением дела без участия сторон. В этот же день истек крайний срок для дачи европейской стороной письменного ответа крымским музеям. На днях Университет Амстердама направил истцам ответное письмо, текст которого не разглашался публично. Теперь ответа ожидают уже от крымской стороны. Как сообщила специалист пресс-службы окружного суда Амстердама Фатима эль-Гуэрири, "это должно произойти до 1 февраля".

По случайному ли совпадению – по сложному ли замыслу в самом Севастополе день 21 января обозначился событием, вызвавшим звучный резонанс в кругах общественности и СМИ. Таким событием стало появление на официальном сайте Правительства города документа – Постановления под № 14-ПП, которым сообщалось об образовании Государственного бюджетного учреждения культуры "Объединенный музей-заповедник истории Севастополя" на базе существующих 12-и мемориальных и музейных объектов. В их число вместе с памятниками истории Крымской и II-ой мировых войн, вошел Национальный заповедник "Херсонес Таврический" – фигурант громкого "дела о скифском золоте". 

Учредителем и собственником имущества новосозданного ГБУК объявлялось правительство в лице Главного управления культуры и объектов культурного наследия. Директором учреждения назначался специалист Агенства стратегического развития Севастополя Константин Бочаров. Источником финансирования "объединения" определялся городской бюджет. 

Основными видами деятельности провозглашались, прежде всего, "реализация Президентской программы военно-патриотического воспитания, создание и развитие военно-исторического туристско-рекреационного кластера, реализация программ Российского военно-исторического общества". Лишь после этого перечислялись такие задачи как сохранение, изучение и популяризация культурного наследия, осуществление просветительской, экскурсионной, туристской и научно-исследовательской деятельности и прочее. 

Такое отношение к делу добавило решающую каплю в чашу праведного гнева, захлестнувшего коллектив НЗ "Херсонес Таврический" –  учреждения, неоднократно за свою историю менявшего названия, однако, с дня своего основания в 1892 году и до последнего момента неизменно остававшегося самостоятельным. 24 января на официальном сайте заповедника его работники опубликовали открытое заявление в связи с Постановлением № 14 ПП, в котором заявили о своем категорическом несогласии с положениями кулуарно принятого документа и решительном намерении вернуть учреждению безосновательно отобранный у него статус. 

По мнению сотрудников НЗ, подобное "растворение" в недрах регионального музейного объединения с неясно прописанными целями создания на неопределённое время лишит заповедник права осуществлять прежнюю деятельность, и тем самым поставит под угрозу сохранность памятников, коллекций и в целом функционирование учреждения, руководство которого сегодня помимо основных обязательств вынуждено участвовать в нелегких судебных тяжбах по делу о возвращении собственных экспонатов из-за границы.

Содержание "14-ПП", как выяснилось, стало неожиданным потрясением не только для администрации заповедника, но и для руководства других учреждений, фигурировавших в списке "структурных подразделений" новосозданного ГБУК. Так крайнее удивление ожидало руководство Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. Самого музея в перечне не было, зато там оказались относящиеся к нему отдельно взятые объекты, в частности Панорама "Оборона Севастополя 1854–1855 гг."и Диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.", "Малахов курган", Дом-музей севастопольского подполья. 

Ситуация выглядела особенно невразумительной глазами директоров этих двух старейших учреждений культуры города ввиду того, что и заповедник, и музей совсем недавно завершили регистрацию в российском правом поле как самостоятельные юридические лица. Следующим этапом в соответствии с Постановлением Президента РФ № Пр.-2337 от 02.10.2014 г. должно было стать получение ими статуса федеральных. Никто не ждал, что это произойдет быстро и без проволочек в свете сложившейся геополитической обстановки. Тем более в случае с Херсонесом Таврическим, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО еще в бытность Севастополя в составе Украины. Однако того, что осуществлению задуманного может предшествовать (или помешать?) нечто подобное такому вот Постановлению, ожидали еще меньше.

Комментируя 26 января на брифинге для региональной прессы тему создания объединенного учреждения культуры, губернатор Севастополя Сергей Меняйло заверил, что опасения в отношении будущего объектов, вошедших в него, беспочвенны.  

"Все новое обычно воспринимается в штыки. Музейное объединение создано, во-первых, для закрепления статуса этих объектов, как имеющих региональное значение. Есть такое понятие «исторический парк», в котором воспроизводятся исторически значимые для государства события разных эпох. Например, как в Волгограде. Нам такой парк строить не нужно – он фактически существует на базе севастопольских объектов истории и культуры. Сейчас мы определяем охранные зоны вокруг них. А следующим шагом будет придание объектам, которые вошли в это объединение, статуса федерального значения".

По его словам, федеральный статус позволит обезопасить объекты от застройки охранных зон и отторжения земель. Кроме того, получение такого статуса является необходимостью уже хотя бы потому, что навести порядок и в дальнейшем развивать объекты должным образом, используя исключительно средства регионального бюджета, как сейчас это предусмотрено Постановлением, город будет не в состоянии. Создание же ГБУК "Музей-заповедник истории Севастополя" как раз поможет достичь желанной цели.

В этом до сих пор не уверено ни руководство Херсонесского заповедника, ни дирекция Национального музея героической обороны и осовобождения Севастополя, направившая 26 января от имени коллектива возмущенное письмо в адрес губернатора с требованием разъяснить ситуацию.