На Севастополь возложена высокая миссия – стать всероссийским центром генерации национального самосознания. Создание объединенного музейно-мемориального объединения станет первым заметным шагом на пути к ее реализации, который должен не пугать, а вдохновлять и консолидировать. 

Губернатор Севастополя Сергей Меняйло и председатель Заксобрания города Алексей Чалый на совместно проведенном брифинге для местной прессы заверили севастопольцев в том, что создание объединенного музея-заповедника истории Севастополя на базе 12 известнейших объектов истории и культуры  – грамотный и хорошо обдуманный шаг, предусмотренный концепцией экономического развития города, одобренной Президентом.  

"В концепции развития города, которая была одобрена как севастопольцами, так и самим Президентом РФ, заявлены пять ключевых направлений его экономического развития. Одно из них – город должен стать федеральным центром культурно-исторического и военно-патриотического туризма, центром генерации национального самосознания. Среди основных задач, которые на этом пути предполагалось решить – создание музейно-мемориального объединения. Окончательное верное его название: "Объединенный музей – заповедник истории Севастополя". 

Преимуществ для города от такого образования, по мнению спикера городского парламента, по меньшей мере три. И первое  – это возможность комплексного обустройства всех объектов, входящих в объединение, важность которой Алексей Михайлович постарался объяснить на примере Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя: 

"До сего момента к музею героической обороны Севастополя, к которому относится и «Панорма», Исторический бульвар не относился. Соответственно он обслуживается как некая территория города не имеющая отношения ни к музею, ни к истории. Результат вы можете наблюдать все: кони, торговые палатки. Никакого целостного объекта не получается. А предками он был заложен именно как комплекс. Еще 30 лет назад это было именно так. То же самое касается и Малахового кургана. Только Каменная башня относится к музею исторической обороны, а что же остальной Малахов курган? Чебуреки, пляски и заброшенный газон. Речь идет о том, что надо восстанавливать те комплексы, которые и закладывались. И о передаче некоторых специфических полномочий исполнительной власти, которая займется систематизацией и обустройством исторических объектов".

Сергей Меняло со своей стороны акцентировал внимание на улучшении функций контроля за использованием земли под охранными объектами, которые теперь будут находиться в ведении Управления культуры города:

"Мы столкнулись с тем, что в районе наших исторических мест, практически всех, выделены земельные участки, где-то даже идет строительство. Как таковых охранных зон не объявлено. Чтобы сохранить эти объекты мы должны определить статус, а этого до сих пор не было сделано. Сейчас все эти памятники истории и архитектуры, военно-исторические места стали региональными. Следующее постановление, а оно сейчас рассматривается, определит охранные зоны вокруг них, которые дадут право больше ни одного клочка земли там не отдавать ни под какие застройки".

Второе существенное преимущество – это удобство разработки и реализации федеральных программ. Разработать программу федерального уровня в каждом отдельно взятом музее невероятно сложно, говорит спикер. Гораздо эффективнее и правильнее, чтобы эти программы были общие.

"Когда мы говорили, что Севастополь должен стать центром генерации национального самосознания мы под этом подразумевали создание президентской программы по военно-патриотическому воспитанию, в которой мы будем реализовывать программу федерального масштаба. Такая программа полезна и нужна сегодня России: необходимо готовить следующее поколение граждан, которые должны знать историю и опираться на истоки.

Но у нас есть большое количество исторических объектов, относящихся к разным историческим периодам развития нашей цивилизации, даже не государства. И речь едет о том, чтобы школьники старших классов могли сюда приезжать, и для них был бы разработан специальный тур по всем этим объектам истории. Это возможно реализовать в рамках именно объединенной структуры".

Наконец, третьим неоспоримым преимуществом создания объединенной структуры, по мнению глав обеих ветвей власти, станет экономическая выгода.   

"Один из серьезных источников доходов – внесезонный туризм. Наша проблема – пляжный туризм. У нас нет ресурса летом для того, чтобы принять больше людей, а вне сезона – пожалуйста. Для того, чтобы в рамках федеральной целевой программы получить деньги, необходимо заявиться на кластер.

Кластер – это не просто музей, а соответствующая инфраструктура, которую необходимо создать, представить и объяснить, каким образом вырастет туристический поток. Этим должны заниматься другие люди, а не музейные работники, скорее это туристический бизнес, а не музейная деятельность".

Как известно, появление на днях Постановления №14-ПП "Об образовании Государственного бюджетного учреждения культуры "Объединенный музей-заповедник истории Севастополя" очень взволновало работников культуры. Особенно остро новость восприняло руководство и сотрудники Национального заповедника "Херсонес Таврический", которые незамедлительно выступили с открытым официальным заявлением, в котором высказали свое нежелание исполнять положения документа и намерение возвратить учреждению независимый статус.