Мы познакомились чуть меньше полугода назад. Тогда, в первую мимолетную встречу, он показался мне хмурым и несколько претенциозным. Но очень скоро удалось убедиться, что все с точностью до наоборот. Просто Берлов не из тех, кто, стоя у порога, вместе с дверью готов открыть и душу. Порывисто и без сомнений он доверяет ее только холсту. 

"Брат на брата или ощущение гражданской войны" – пожалуй, самая яркая по своему драматизму работа из всех представленных в юбилейной экспозиции. Сергею Берлову 50. Уже несколько дней подряд он принимает поздравления, выслушивает напутствия коллег, которым этот возраст давно кажется едва ли не юношеским, отвечает на слова благодарности людям, из года в год приходящим на разные площадки, чтобы познакомиться с очередными его работами.

Некоторые из них выставлялись Париже, Бейруте, Киеве, Москве и других городах в нашей стране и за рубежом. Две картины – "Возвращение" и "Дети войны" – на днях вернутся из столицы, где экспонировались в Кремлевском зале Дворца съездов и галерее "Царская башня" на Казанском вокзале на выставках, посвященных 70-ю Победы. Каждая по-своему уникальна, как и все, что делает художник. Но эта. Эта тронула за живое и стариков, и подростков. Хоть и слишком наболело – не отрезано.    

Сергей Берлов. "Брат на брата или ощущение гражданской войны"

 – Весь трагизм этой работы и всего того, что на нее сподвигло, в том, что люди, выросшие из одного корня, убивают друг друга, не слыша и не видя. Это трагедия. Ведь вместе с ними погибнет и дерево, из которого они вышли. Таково мое представление ситуации. События, происходящие на Украине и затрагивающие в том числе и нашу жизнь, мою жизнь здесь – жизнь без войны – очень болезненно воспринимались и воспринимаются.

Особенно то, что сейчас происходит на Донбассе. И вообще все, что происходило с самого начала – в 2013, 2014 году – все переживалось остро и тяжело, глубоко тронуло. Так появилась работа "Брат на брата ...". Она – мое глубинное чувство, отношение к тому состоянию, в котором пребывают сегодня друг с другом враждующие люди одного народа. Это не просто картина-переживание, это и мое чувство-предостережение. Когда я закончил эту работу, знаете, как-то даже немножко отпустило что ли, как-то стало легче. Я сказал, что хотел сказать. 

Весь трагизм этой работы в том, что люди, выросшие из одного корня, из одного дерева, убивают друг друга, не слыша и не видя.

Мадонна с младенцем

Уроженец Новосибирска, член Союза художников России и Российской Ассоциации художников-маринистов Сергей Берлов больше 30 лет прожил в Николаеве, с 2010 года живет и работает в Севастополе. С этим городом связано для него много значимых страниц жизни, как в профессиональном, так и суть человеческом смысле. Героическому прошлому южной флотской столицы, отраженному на холсте, художник с недавнего времени намерен уделять самое пристальное внимание. Делать это важно, считает он, особенно сегодня и особенно ради молодежи. Берлов уверен: именно незнание в должной мере истории стало частью того корня зла, который пророс на русской земле.  

– Я общаюсь со своими коллегами на Украине, со многими у меня сохранились прекрасные отношения. Они все знают мою позицию. С некоторыми у меня она кардинально отличается. Но творчество есть творчество: мы стараемся не говорить о политике. Я стараюсь, чтобы мы слушали и слышали друг друга, не доставая ножи. Некоторые художники говорят мне: "Серега, мы против тебя войной не пойдем". Хотя... Кто их будет спрашивать. Это еще один страшный момент. Человек в принципе предназначен не для разрушения, а для созидания. А уж противиться силе разрушения, действующей не по нашей воле извне и культивирующей в нас ненависть друг к другу, – наша общая первостепенная задача". 

Я общаюсь с коллегами на Украине и пытаюсь, чтобы мы слышали друг друга, не доставая ножи.

Баталии

Последние несколько лет Берлов не только пишет сам, но и учит искусству живописи других. Образы педагога и художника чередует с ролью мужа и отца, не уставая благодарить супругу, которая терпит все его пленэры, творческие погружения и внезапные приступы вдохновения. А вдохновить может все: от сводки новостей до изменившегося направления ветра. 

– Человек, который посвящает себя творчеству, обрекает себя на тяжелый труд с туманными перспективами. Рынок – это очень соблазнительно. Я прошел через рынок и ушел с рынка, так как понял, что писать только то, что нравится людям, и с одной целью – продать, лично для меня этот путь тупиковый. Начиная идти на поводу рынка, работая в конвейерном режиме над тиражной продукцией, художник перестает быть творцом. В лучшем случае он становится хорошим ремесленником, делая шаблонные изделия на высоком уровне. Но работа над собой у него прекращается, и рост его на этом заканчивается. 

Я прошел через рынок и ушел с рынка, потому что понял, что писать только то, что нравится людям, и с одной целью – продать, лично для меня этот путь тупиковый.

Этот опыт помог мне понять, что делать нужно только то, что тебе по душе, что близко твоему сердцу. Только тогда творчество становится естественным и искренним. Все индивидуально. Но общее есть – создавать новое и всегда находиться в поиске. Надо помнить, что помимо того, что есть эстетическое восприятие двухмерной плоскости, есть еще то, что ты закладываешь в работу – твои мысли и переживания. А, значит, непременно найдутся люди, от которых ты почувствуешь отклик. Это как звучание камертона. В нем твоя душа, весь ты и весь смысл тебя.